О Великой Победе

Это была Великая Победа русского и в то время ещё большей частью Православного народа. Победа, украденная коммунистами у оккупированного ими народа. И, тем не менее, она навсегда останется для нас Великой Победой, потому что мы выжили, а правда восторжествовала.

О христианском субботстве

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8-10). Эту великую заповедь Бог дал своему народу через Моисея более трёх тысяч лет назад. Почему же Бог выделил именно субботний день? – На это также даёт ответ Священное Писание: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3).
Итак, суббота (евр. «шаббат») – это день покоя. Израильтяне прекращали в субботу всякие дела, кроме самых необходимых (принятие пищи и т. п.), собирались в синагогах для чтения Торы, вспоминали о сотворении мира и освобождении Израиля от египетского рабства.
Однако среди иудеев преобладало плотское, а не духовное понимание субботы. Они считали достаточным посвящать Богу всего один день в неделю; делали акцент не столько на своём нравственном состоянии и отношениях с Богом, сколько на телесном покое; входили в мелочные споры о том, что можно и чего нельзя делать в субботу. Доходило до того, что фарисеи запрещали в субботу совершать исцеления и творить добро, за что их обличал Христос.
В итоге иудеи не вошли в Божественный покой «за непокорность» (Евр. 4:6), а сама ветхозаветная суббота оказалась, по слову апостола Павла, только прообразом и «тенью будущего» – тенью, отбрасываемой Иисусом Христом, пришедшим во плоти Богом (Кол. 2:17). Христос, таким образом, есть Истинная Суббота, Он открыл нам путь к Божественному покою: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11:28-30).
И вот, в Новом Завете субботствует уже не тот, кто воздерживается от дел один день в неделю, а тот, кто послушен Христу, кто кроток и смирен, кто совершает добрые дела, кто всегда мыслями пребывает в Боге и поучается в Писании. «И не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу, т. е. в храме Божием, который есть тело человека, совершает достойное служение Богу и всякий час творит правду», – пишет св. Ириней Лионский (Доказательство апостольской проповеди, 96).
Таинственный покой Бога не ограничивается одним днём в неделю: это вечный покой. И поэтому и наш покой в Боге не связан лишь с одним днём недели.
Иудеев Бог учил упокоеваться во дне недели – а нам даёт покой в Самом Себе.
Иудеям Бог заповедал святить один день – а нам освящать всю нашу жизнь, все дни.
Как говорит прп. Иоанн Дамаскин, заповедь о субботе дана для того, чтобы люди «уделяли Богу хотя бы малую и незначительную часть своей жизни»; но мы, Христиане, «уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему всё время жизни» (Точное изложение православной веры, IV, XXIII).
Иудеям Бог повелел воздерживаться в субботу от всяких дел – а нас учит творить добрые дела, как Сам Христос («Отец Мой доныне делает, и Я делаю», Ин. 5:17).
Иудеям Бог наказал освящаться воздержанием от трудов – а нас учит освящать и самые наши труды, чтобы они совершались в Нём и ради Него; чтобы и в трудах наших мы, подобно Богу, удивительным образом пребывали в покое.
Святые отцы (свт. Василий Великий, прп. Максим Исповедник, прп. Марк Подвижник, свт. Иоанн Златоуст и др.) учат, что субботство есть всегдашнее состояние христианина, когда его душа освобождается от страстей, помышляет о небесном, упокоевается в Боге, удаляется от зла. «Для желающих всецело Ему покориться, Он сотворил все дни благословенными субботами (…). Вы же опутанные житейскими делами, если отстранитесь от алчности и от ненависти друг к другу, – и будете стараться истинствовать и быть целомудренными, – то и вы сделаете каждый день субботой, тем, что будете пребывать в неделании зла» (свт. Григорий Палама. Гомилия XXI).
Следует отметить, что особый статус субботнего дня в Православии никогда не отменялся. Однако слава субботы оказалась превзойдена славой воскресного дня, подобно тому как взошедшее солнце затмевает свет луны и звёзд, но не уничтожает его.

Неделя Патриарха: слова и смыслы (№10, 2014, 28 апреля - 4 мая)

           На прошедшей неделе ключевой темой выступлений Патриарха Кирилла стали события на Украине, где всё более обостряется гражданское противостояние. Патриарх подчеркнул неизменность позиции Церкви, не имеющей политических предпочтений и призывающей к миру и диалогу. Вместе с тем Патриарх осудил действия политических сил, использующих насилие.
           Предстоятель Церкви поддержал недавние слова В. В. Путина о русском народе.
           В качестве образцов святости Патриарх привёл примеры прп. Сергия Радонежского и
блж. Матроны Московской, отметив, что послушание Богу не означает пассивности и что радость и счастье происходят от Бога.


 - - - - -
Collapse )

"Неделя Патриарха: слова и смыслы", №9 (9), 21-27 апреля 2014 г.

           На Светлой Седмице Патриарх Кирилл много говорил о вере как единственном пути спасения, о её независимости от переменчивых обстоятельств окружающего секулярного мира, о благодати Святого Духа, делающей душу бессмертной. Предстоятель Церкви продолжил молитву об Украине, а также сказал вдохновляющие слова о народе России и Божественном промысле в его истории.
           Патриарх Кирилл провёл ряд важных встреч, а также оказал поддержку Церкви Чешских земель и Словакии, которая испытывает давление со стороны Константинопольского патриархата.
Collapse )

Неделя Патриарха: слова и смыслы (№8 2014, 14-20 апреля)

На Страстной Седмице, увенчанной великим праздником Пасхи, Патриарх Кирилл служил и произносил проповеди почти ежедневно. Слова предстоятеля Церкви были посвящены смыслу Пасхи и искупительной жертвы Спасителя, необходимости добрых дел и частого причащения, правильному отношению к деньгам. Патриарх также обратился к православной молодёжи, отметив, что на ней лежит ответственность за хранение веры в условиях XXI века. Обращаясь к истории, Патриарх охарактеризовал коммунизм как «лживую идеологию». В своих пасхальных обращениях Патриарх Кирилл в очередной раз призвал молиться о мире на Украине.
 - - - -


14 апреля публичных выступлений не отмечено.

* * *
15 апреля

Проповедь в Великий вторник в Высоко-Петровском монастыре:
Жизнь человека скоротечна, и потому в каждый момент своей жизни мы как бы стоим на пороге вечности, на пороге второго пришествия для нас лично, потому что мы предстанем пред Богом после нашей смерти. (…)
Мы призываемся к интенсивной духовной жизни, в центре которой — совершение реальных добрых дел.

Слово в канун Великой среды в Покровском ставропигиальном женском монастыре:
Человек только в общении с Богом обретает полноту жизни и спасение. (…)
Наши грехи создают для нас преграду, потому что в грехах притупляется наше духовное чувство — особенно если мы привыкаем грешить, если мы становимся родными греху, если мы теряем способность различать добро и зло.

* * *
16 апреля

Поздравление архиепископу Верейскому Евгению с 20-летием архиерейской хиротонии.

Поздравление избранному Патриарху Сиро-Яковитской Церкви Игнатию Ефрему II.

Проповедь в Великую среду после Литургии в Храме Христа Спасителя:
На примере Иуды можно видеть, как страшен порок сребролюбия. Во-первых, он подталкивает человека к нечестным, преступным действиям. Все те, кто похищает материальные ценности, — сребролюбцы. Среди них нет ни одного, для кого деньги не играли бы самой важной роли. (…)
Сребролюбие — это Иудина страсть, которая поразила сознание большинства людей. А если эта страсть господствует, то предательство становится делом легким и простым. (…)
То, что имеет временное, преходящее значение, то, что является прахом для вечной жизни, может быть «инвестировано» в вечные ценности — через правильное отношение к деньгам и материальным средствам, пока мы живём в этом мире.

* * *
17 апреля

Слово в Великий четверг в Храме Христа Спасителя в Москве:
Обновление, воссоздание человеческой природы и искупление грехов — в этом весь смысл и содержание пришествия Господа и Спасителя. (…)
Для нас Новый Завет и пришествие Спасителя — это не раз совершённое деяние, а продолжающаяся реальность, которую мы не созерцаем со стороны, о которой мы не только читаем в Евангелии, но в которой мы участвуем на месте учеников Спасителя, приобщаясь через хлеб и вино подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя. (…)
Призываю каждого из вас причащаться как можно чаще.

* * *
18 апреля публичных выступлений не отмечено.
* * *
19 апреля

Пасхальное послание архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви:
Пасха — это не какая-то красивая легенда, не теоретическое богословие и не дань установившемуся в далеком прошлом народному обычаю. Это — самая суть и ядро христианства. Это — победа, дарованная нам Богом. (…)
Наша особая молитва сегодня — о народах России и Украины, о том, чтобы воцарился мир в умах и в сердцах братьев и сестёр по крови и по вере.

* * *
20 апреля

Пасхальное телеобращение:
Светлое Христово Воскресение — Пасху — называют Праздником праздников и Торжеством из торжеств. Почему? Да потому что побеждены два главных врага человека: грех и смерть. (…)
Важнейшее условие Нового Завета — это любовь людей друг ко другу невзирая ни на какие различия. (…)
В эти Пасхальные дни наша молитва к Богу о народе Украины, о примирении враждующих, о прекращении насилия, о милости людей друг ко другу — что бы их ни разделяло и какие бы средостения между ними ни стояли. (…)
Христианин — это не тот, кто знает о существовании исторического Иисуса из книг, а кто чувствует Его присутствие в своей жизни. А тем, кто ещё не ощутил этого присутствия, я желаю обрести радость встречи с Воскресшим Спасителем.

Приветствие участникам XIII Московского Пасхального фестиваля.

Слово после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя:
Скрыть ложь невозможно: рано или поздно всякая ложь становится явной. В пределах своей собственной жизни каждый может убедиться в том, что всякая ложь становится очевидной. (…) Достаточно сказать, что старшее и среднее поколение людей в нашей стране жило в то время, когда лживые идеи, лживая идеология представлялись абсолютной и конечной правдой. (…)
Я радуюсь тому, что происходит в нашем народе. Иногда можно услышать, что современная молодёжь развращена (…). Это правда, но нужно видеть и другую сторону нашей жизни. (…)
Я хотел бы сердечно приветствовать молодых людей, которые сегодня здесь. (…) Я возлагаю на вас большие надежды. Вам жить в XXI веке, может быть, даже на его излёте. (…) И на вас ляжет вся ответственность, которую вы уже сегодня разделяете с нами, по сохранению веры и утверждению Божией правды в человеческой жизни.

Смерть знакомого коммуниста...

Познакомился я как-то давно в подземном переходе с пожилым торговцем Юрием Михайловичем. Весёленький такой мужчина, пару хороших книг у него купил (включая прекрасную "Историю Церкви" Тальберга). Свидетельствовал ему в меру моих немощей о Христе и узнал, что Юрий Михайлович некрещёный и в Бога не верит, и что по убеждениям он коммунист, хотя и считает, что репрессии против Церкви были несправедливыми. Я неоднократно говорил ему о смерти и о том, что коммунизм с тайной смерти ничего поделать не может, что только вера Христова даёт нам доброе упование на жизнь вечную и победу над смертью... Подарил ему книгу архим. Тихона (Шевкунова).

Однако Юрий Михайлович хоть и слушал меня, но всё переводил на шутки. Я как мог молился о нём.

А вот сегодня я узнал, что он умер от инфаркта. Садануло это меня, печально стало.

Давайте усерднее молиться за знакомых нам атеистов, ибо жизнь скоротечна.

А ещё горько, что миллионы людей, чьи предки были православными, оказались воспитаны коммунистическим режимом в безверии и обречены на заклание дьяволу. Об этом о. Даниил хорошо писал.

Все советские патриоты и "православные" сталинисты, мне кажется, несут крупицу нравственной ответственности за духовную смерть своих соотечественников.

О корабле семьи

Семью можно уподобить кораблю, где муж - это капитан, жена - его старший помощник, а дети - матросы. Капитан, имея веру в Бога как надёжный компас, направляет движение корабля и отдаёт распоряжения, однако он безсилен управиться с ним без своего помощника и команды. Ветер же, наполняющий паруса семейного корабля, есть благодать Святого Духа.
И сей корабль не сможет доплыть до заветной гавани Царствия Небесного, если его команда не будет соединена любовью и послушанием.
Горе же тем, кто устраивает свою семейную жизнь без веры, любви и послушания, а лишь угождая своему самолюбию. Таковые дуют в паруса, пытаясь сдвинуть с места свой тонущий и лишённый верного направления корабль.